DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-27-131-156

EDN:

https://elibrary.ru/PZNZCQ 

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2023 №27

Автор: Мильчина В.А.
Об авторе:

Вера Аркадьевна Мильчина — ведущий научный сотрудник, Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Мелетинского РГГУ, Миусская пл., д. 6, 125047 г. Москва, Россия; ведущий научный сотрудник, Российская государственная академия народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, пр. Вернадского, д. 82, 119571 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3896-0085

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

В статье рассматриваются два отражения повседневной жизни Парижа в 1817 г.: в водевилях «Живой календарь» и «Битва гор», сочиненных и поставленных именно в этом году, и в романе Виктора Гюго «Отверженные», который опубликован в 1862 г. и в котором целая глава посвящена перечислению разнородных и мелких фактов повседневной жизни Парижа в этом же 1817 году. Оказывается, что оптика непосредственных наблюдателей (полузабытых водевилистов) и знаменитого романиста, рисующего свои картины по прошествии четырех десятков лет, отличаются очень сильно. Повседневность водевилей и повседневность романа — две разные повседневности, хотя датированы они одним и тем же 1817 годом. Гюго претендует на воспроизведение бытовых мелочей 1817 года, на самом же деле рисует картину предельно субъективную и пристрастную: и потому, что нагромождает ошибки в датах и фактах, и потому, что старательно подыскивает такие мелочи, которые способны как можно сильнее скомпрометировать эпоху Реставрации. О том, какие мелочи в самом деле занимали людей 1817 года, из главы «1817 год» узнать трудно. Гораздо больше мы узнаем об этом из эфемерных водевилей, поскольку они запечатлели картину повседневности 1817 года по свежим следам. Ученый пес Мунито, открытие при театрах специальных камер хранения для тростей, появление нового социального типа — приказчиков-«коленкоров» — обо всем этом не говорится ни слова у Гюго, но об этом напоминают забытые водевили.

Ключевые слова: Виктор Гюго, «Отверженные», Париж, повседневная жизнь, водевиль, театральная жизнь, Эжен Скриб, русские горы.
Для цитирования:

Мильчина В.А. 1817 год. Парижская повседневность в водевиле и в романе // Литературный факт. 2023. № 1 (27). С. 131–156. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-27-131-156  

Список литературы:

1. Гюго В. Собр. соч.: в 15 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 6: Отверженные. Ч. 1–2. 672 с.

2. Гюго В. Собр. соч.: в 15 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 7: Отверженные. Ч. 3–4. 685 с.

3. Долинин А.А. Время в художественных текстах и комментариях к ним // Slavica Revaliensia. 2022. Vol. IX. С. 9–38.

4. Мильчина В.А. Париж в 1814–1848 годах: повседневная жизнь. 2-е изд. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 944 с.

5. Мильчина В.А. Парижане о себе и о своем городе: «Париж, или Книга Ста и одного». М.: Дело, 2019. 696 с.

6. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941. Т. 14: Переписка, 1828–1831. 547 с.

7. Пюимеж Ж. де. Шовен, солдат-землепашец / пер. В.А. Мильчиной. М.: Языки русской культуры, 1999. 400 с.

8. Фюрекс Э. Оскорбленный взор. Политическое иконоборчество после Французской революции / вступ. ст. и пер. В.А. Мильчиной. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 624 с.

9. Bara O., Piana R., Yon J.-C. La Revue de fin d’année // Revue d’histoire du Théâtre. 2015. № 2 (266). URL: https://sht.asso.fr/introduction-5/ (дата обращения: 10.10.2022).

10. Barrère J.-B. La révision des “Misérables” d’après un carnet inédit de Victor Hugo // Revue d’Histoire littéraire de la France. 1962. № 62–4, octobre–décembre. Р. 555–564.

11. Biré E. Victor Hugo et la Restauration. Paris: Lecoffre fils, 1869. 478 р.

12. Biré E. Victor Hugo avant 1830. Paris: Jules Gervais; Émile Grimaud, 1883. 534 р.

13. Biré E. L’année 1817. Paris: Champion, 1895. 436 р.

14. Brazier N. Histoire des petits théâtres de Paris. Paris: Allardin, 1838. T. 1. 304 р.

15. Chateaubriand F.-R. de. Correspondance générale. Paris: Gallimard, 1982. T. 3. 554 р.

16. Davis P. Entre la physiognomonie et les Physiologies: le Calicot, figure du panorama parisien sous la Restauration // Études françaises. 2013. Т. 49. № 3. Р. 63–85. https://doi.org/10.7202/1021203ar 

17. Dictionnaire de la conversation et de la lecture. Paris: Belin-Mandar, 1834. Т. 6. 512 p.

18. Gidel H. Le Vaudeville. Paris: PUF, 1986. 128 p.

19. Gohin Y. Une histoire qui date // Lire les Misérables / sous la dir. de G. Rosa et A. Ubersfield. Paris: José Corti, 1985. 272 p.

20. Hovasse J.-M. Victor Hugo. Paris: Fayard, 2001. T. 1. 1366 р.

21. Hugo V. Les Misérables / édition de Yves Gohin. Paris: Gallimard, 1995. 955 р.

22. Journal de la France et des Français. Chronologie politique, culturelle et religieuse. Рaris: Gallimard, 2001. T. 1. 2406 p.

23. Julien P. Notes autour de Parmentier // Revue d’histoire de la pharmacie, 1987. 75e année. № 275. P. 307–318. DOI: https://doi.org/10.3406/pharm.1987.2897

24. Landon Ch.-P. Salon de 1817: recueil de morceaux choisis parmi les ouvrages de peinture et de sculpture exposés au Louvre, le 24 avril 1817, et autres nouvelles productions de l’art, gravés au trait, avec l’explication des sujets et quelques observations. Paris: Au bureau des Annales du Musée, 1817. 120 p.

25. Mandement de Messieurs les vicaires généraux du chapitre métropolitain de Paris, le siège vacant, pour le Saint temps de Carême. Paris: Adrien Le Clerc, 1817. 48 p.

26. Margairaz D. François de Neufchâteau: biographie intellectuelle. Paris: Publications de la Sorbonne, 2005. 560 p.

27. Michaud L.-G. Biographie des hommes vivants. Paris: Michaud, 1817. T. 3. 336 p.

28. Michon P. Le grand homme, “le gros cochon” et le roi mitoyen. Représentations de la Restauration et de la monarchie de Juillet dans “Les Misérables”. URL: http://groupugo.div.jussieu.fr/Groupugo/doc/13-05-18michon.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

29. Piana R. L’imaginaire de la presse dans la revue théâtrale // Presse et scène au 19e siècle / sous la dir. de O. Bara et M.-È. Thérenty. URL: www.medias19.org/index.php?id=3005 (дата обращения: 10.10.2022).

30. Popovic P. 1817, un état de l’imaginaire social. Hugo sociocriticien? // Romantisme. 2017. № 175. P. 8–16.

31. Quérard J.-M. Bibliographie voltairienne. Paris: Firmin Didot, 1842. 184 p.

32. Roman M. Victor Hugo et le roman philosophique: du drame dans les faits au drame dans les idées. Paris: Champion, 1999. 826 p.

33. Rosa G. Kekcekça ? (IV, 6, 2) ou Éditer “Les Misérables” — À propos de la nouvelle édition de la Pléiade (établie par Henri Scepi, avec la collaboration de Dominique Moncond’huy, Gallimard, 2018) URL: http://www.groupugo.univ-paris-diderot.fr/groupugo/Textes_et_documents/Rosa_CR_Mis_2018.htm (дата обращения: 10.10.2022).

34. Sala E. Le surnaturel biblique dans le mélodrame et dans l’opéra: autour du Passage de la Mer Rouge // Opéra et fantastique [en ligne]. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2011 (généré le 09 juillet 2021). URL: http://books.openedition.org/pur/80154 (дата обращения: 10.10.2022).

35. T[héaulon] de Lambert M.-E., Dartois A., Ledoux P. Calendrier vivant, ou Une année dans une heure. Paris: Barba, 1818. 46 p.

36. Trousson R. Antoine-Vincent Arnault (1766–1834). Un homme de lettres entre classicisme et romantisme. Paris: Champion, 2004. 349 p.

37. Trousson R. Balzac, disciple et juge de Jean-Jacques Rousseau. Genève: Droz, 1983. 279 p.

38. Vigny A. de. Correspondance. Paris: Classiques Garnier, 2012. T. I. 1816 – juillet 1830. 566 p.

39. Vercruysse J. C’est la faute à Rousseau // Studies on Voltaire and the Eighteenth Century. 1963. T. XXIII. P. 61–76.

40. Waresquiel E. de, Yvert B. Histoire de la Restauration, 1814–1830. Paris: Perrin, 1996. 512 p.