DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-24-37-53

EDN:

https://elibrary.ru/BLNSXQ

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2022 №24

Автор: Михаленко Н.В.
Об авторе:

Наталья Владимировна Михаленко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6200-6211

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена записной книжке Маяковского № 8 (январь – май 1921 г.), предоставленной Государственным музеем В.В. Маяковского. В ней отразилась работа поэта над подписями к двенадцати «Окнам Главполитпросвета»: «Смотри!», «Эй, уралец! Без помощи твоего рудника не победить разруху никак!», «Эй, товарищи, за труд!», «День в маевочку мою...» и др. Некоторые из этих плакатов, освещающих важные социально-экономические темы, не сохранились, поэтому записная книжка стала важным источником информации о принципах работы Маяковского в агитационном жанре. Здесь же представлен небольшой фрагмент второго варианта пьесы «Мистерия-буфф», а также сохранилась расписка об аренде дачи на Акуловой горе, проясняющая некоторые подробности жизни поэта. На основе целостного историко-литературного и текстологического рассмотрения записной книжки была скорректирована дата создания помещенных в ней текстов в связи с контекстом времени и другими произведениями этого периода, проанализированы особенности внесенной Маяковским правки, порядок ее внесения, а также детально сопоставлены черновые тексты плакатов «Эй, уралец! Без помощи твоего рудника не победить разруху никак!», а также «Эй! Шахтер-приискатель!» с беловыми автографами. На материале подобного анализа исследованы особенности творческой интерпретации поэтом актуальных тем современности. Тексты записной книжки публикуются впервые.

Ключевые слова: В.В. Маяковский, записные книжки, «Окна» Главполитпросвета, записная книжка Маяковского № 8.
Для цитирования:

Михаленко Н.В. О работе В.В. Маяковского над текстами к плакатам (по материалам записных книжек) // Литературный факт. 2022. № 2 (24). С. 37–53. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-24-37-53

Список литературы:

1. Алексеева Л.К. Коллекция «Окон РОСТА» и ГПП в собрании Государственного литературного музея: к истории формирования, бытования, изучения // «Пятнами красок, звоном лозунгов…». Книжно-плакатное творчество Маяковского / сост. В.Н. Терехина. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 189–201.

2. Арутчева В.А. Записные книжки Маяковского // Литературное наследство. М.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 65: Новое о Маяковском. С. 325–396.

3. Документальное описание «Окон РОСТА» / подгот. А.П. Зименкова // «Пятнами красок, звоном лозунгов…». Книжно-плакатное творчество Маяковского / сост. В.Н. Терехина. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 287–399.

4. Дувакин В.Д. Примечания // Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 3: «Окна» Роста, 1919–1922. С. 467–581.

5. Дядичев В.Н. Исторический контекст «Окон РОСТА»: от факта к образу // «Пятнами красок, звоном лозунгов…». Книжно-плакатное творчество Маяковского / сост. В.Н. Терехина. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 159–178.

6. Загорский М.Б. Как реагирует зритель // Леф. 1924. № 2. С. 141–151.

7. Загорский М.Б. Театр и зритель эпохи революции // О театре / И. Аксенов, Б. Арватов, Э. Бескин. Тверь: [Б. и.], 1922. С. 102–112.

8. Земсков В.Ф. Одна из записных книжек В.В. Маяковского // Советские архивы. 1966. № 4. С. 94–95.

9. Катанян В.В. Лиля Брик: Жизнь. М.: Захаров, 2002. 287 с.

10. Катанян В.А. Маяковский: Литературная хроника. 3-е изд., доп. М.: Гослитиздат, 1956. 504 с.

11. Маяковский В.В.: Описание документальных материалов. М.: [Б. и.], 1964. Вып. 1: «Окна» РОСТА и ГлавПолитПросвета. 1919–1922 гг. / сост. К.Н. Суворова. 287 с.

12. Маяковский В.В. Полн. собр. произведений: в 20 т. / подгот. Р.В. Дуганов, А.Т. Никитаев, А.П. Зименков, В.Н. Терехина; отв. ред. В.Н. Терехина. М.: Наука, 2013. Т. 1: Стихотворения, 1912–1923 / подгот. Р.В. Дуганов, А.Т. Никитаев, А.П. Зименков, В.Н. Терехина, отв. ред. В.Н. Терехина. 2013. 612 с.

13. Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Худож. лит., 1955–1961.

14. Михаленко Н.В. От «Сегодняшнего лубка» к «Окнам РОСТА» // «Пятнами красок, звоном лозунгов…». Книжно-плакатное творчество Маяковского / сост. В.Н. Терехина. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. С. 150–158.

15. Панченков В.В. Дачные адреса Маяковского на Акуловой горе // Творчество В.В. Маяковского. М.: ИМЛИ РАН, 2020. Вып. 4. Кн. 2: Владимир Маяковский в контексте мировой культуры. С. 237–238. https://www.doi.org/10.22455/978-5-9208-0617-8

16. Паперный З.С. Записные книжки Маяковского: (Из творческой лаборатории поэта) // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка. М.: Изд-во АН СССР, 1955. Т XIV. Вып. 2. С. 107–123.

17. Реформатская Н.В. Обзор рукописного наследия Маяковского. Материалы Библиотеки-музея В.В. Маяковского (Москва) // Владимир Маяковский. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940. Сб. I. С. 301–317.

18. Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М.: Сов. писатель, 1978. 184 с.

19. Хачатурян Л.В. «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В.В. Маяковского. Часть 1 // Русская литература: историко-литературный журнал. № 4. 2020. С. 252–268. https://www.doi.org/10.31860/0131-6095-2020-4-252-268

20. Хачатурян Л.В. «Как делать стихи»: Свердловская записная книжка В.В. Маяковского. Часть 2 // Русская литература: историко-литературный журнал. № 1. 2021. С. 190–205. https://www.doi.org/10.31860/0131-6095-2021-1-190-205

21. Черемных М.М. Маяковский в РОСТА // Искусство. № 3. 1940. С. 40.

22. Янгфельдт Б. Ставка — жизнь. Владимир Маяковский и его круг / пер. со швед. А. Лавруши и Б. Янгфельдта. М.: CORPUS; АСТ, 2016. 526 с.

Благодарности:

Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 20-012-00477 «Поэтика и текстология записных книжек В.В. Маяковского (1917–1930)».