- DOI:
- EDN:
- УДК / UDK: 821.161.1.0
- Тип публикации: Научная статья
- Номер журнала:
2024 № 4 (34)
- Автор: Строев А.Ф.
- Об авторе:
Александр Федорович Строев — доктор филологических наук, профессор, независимый исследователь, г. Париж, Франция.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена литературному, политическому, философскому и музыкальному диалогу между Достоевским и его горячим почитателем Томасом Манном, в первую очередь между романами «Бесы» и «Доктор Фаустус». После Французской революции и террора маркиз де Сад и Мефистофель Гете переформулировали теодицею Лейбница, объявив, что зло творит добро. Романы Достоевского и Томаса Манна показали, что стремление принести в мир истину, добро и красоту приводит к торжеству абсолютного зла. Утопические мечтания ведут к насилию, крови, диктатуре. Любовь и творчество — к болезни, безумию, муке, к сделке с дьяволом. Диалог Томаса Манна с Достоевским шел не только в сфере идей и повествовательных приемов, но и в области музыкальной полифонии. Диалог прямой и опосредованный, через Малера и его последователей, Шенберга и Стравинского, чьи музыкальные идеи отразились в «Докторе Фаустусе». Работая над «Доктором Фаустусом» во время второй мировой войны, Томас Манн внимательно перечитывал Достоевского и, возможно, обратил внимание на музыкальную «штучку» «Франко-прусская война» Лямшина, персонажа романа «Бесы».
- Ключевые слова: Достоевский, Томас Манн, Бодлер, Вольтер, Гете, музыка, литература, политика, утопия.
- Для цитирования:
Строев А.Ф. Лямшин и Леверкюн // Литературный факт. 2024. № 4 (34). С. 255–269. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-34-255-269
- Список литературы:
- Барсова И.<А.> Музыка. Слово. Безмолвие. СПб.: Изд. дом им. Н.И. Новикова; Галина скрипсит, 2017. 508 с.
- Бахтин М.<М.> Проблемы поэтики Достоевского. 3-е изд. М.: Худож. лит., 1972. 470 с.
- Векслер Й. Малер и Достоевский // Заметки по еврейской истории. 2009. № 17 (120). URL: https://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Veksler1.php (дата обращения: 16.01.2024).
- Гозенпуд А.<А.> Достоевский и музыка. Л.: Музыка, 1971. 175 с.
- Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
- 6. Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. М.: ГИХЛ, 1959–1961.
- Рудич В.А. Вячеслав Иванов и Томас Манн // Вячеслав Иванов. Исследова- ния и материалы / отв. ред. К.Ю Лаппо-Данилевский, А.Б. Шишкин. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2010. Вып. 1. С. 143‒173.
- Cadot M. La “double postulation” de Baudelaire et sa version dostoïevskienne // Cadot M. Dostoïevski d’un siècle à l’autre ou la Russie entre Orient et Occident. Paris: Maisonneuve et Larose, 2001. P. 133–149.
- Iehl D. Présence de Dostoïevski dans la dernière création de Thomas Mann: Les Démons et Docteur Faustus // Affinités électives: (Les littératures de langue russe et allemande). Paris: Presses Sorbonne Nouvelle, 2006. P. 83–97.
- Merlin Ch. Philosophie de la musique dans le Docteur Faustus de Thomas Mann // Germanica. 2000. № 26. P. 115–129. https://doi.org/10.4000/germanica.2414