DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-34-224-242

EDN:

https://elibrary.ru/CMYASR

УДК / UDK: 821.161.1.0
Тип публикации: Научная статья
Номер журнала:

2024 № 4 (34) 

Автор: Зенкин С.Н.
Об авторе:

Сергей Николаевич Зенкин — доктор филологических наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», набережная канала Грибоедова, д. 119‒121, 123, 190069 г. Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0114-0588

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Эпистолярный роман, чрезвычайно популярный в европейской литературе XVII‒XVIII вв., почти исчезает с литературного горизонта в середине XIX в., а в дальнейшем применяется главным образом в металитературных и пародических функциях. В статье сделана попытка объяснить эту эволюцию, вписав ее в общий процесс перестройки европейского романа в «эпоху реализма». Выделяются три аспекта этого процесса. На социокультурном уровне это распад аристократического общества, которое преимущественно изображалась в классическом эпистолярном романе и оставило на нем свой отпечаток в «благородном» стиле писем, ориентированном на быт и привычки светских дам. На нарратологическом уровне это усложнение театральных структур европейского романа: обмен репликами персонажей переносится из внешней композиции (писем, образующих текст романа) во внутреннюю (устные «сцены»), что смещает и перформативную функцию: роман XIX в. отдает предпочтение форме дневника, тексты которого, в отличие от писем, не рассчитаны на то, чтобы оказывать воздействие на получателя. Наконец, на эстетическом уровне это изменение преобладающего рецептивного режима — вместо свидетельства, предполагающего инстанцию персонажей-посредников (например, корреспондентов в переписке), роман XIX в. стремится к безличной иллюзии, к прямому «фикциональному погружению» читателя в движущийся мир произведения, например, в процесс познания чего-то сокрытого (в романе тайн, детективе).

Ключевые слова: роман XIX в., эпистолярный роман, светская культура, повествовательная техника, эстетический опыт.
Для цитирования:

Зенкин С.Н. Почему вышел из моды эпистолярный роман? // Литературный факт. 2024. № 4 (34). С. 224–242. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-34-224-242

Список литературы:
  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 6 т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. С. 159‒208.
  2. Горький М. О том, как я учился писать. М.: Гослитиздат, 1940. 47 с.
  3. Дидро Д. Жак-фаталист и его хозяин / пер. Г. Ярхо // Дидро Д. Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин. М.: Худож. лит., 1973. С. 257‒474.
  4. Рогинская О.О. Эпистолярный роман: поэтика жанра и его трансформация в русской литературе: дис. … канд. филол. наук. М., 2002. 235 с.
  5. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 573 с.
  6. Calas F. Le Roman épistolaire. Paris: Armand Collin, 2007. 128 p.
  7. Day R.A. Speech acts, orality, and the epistolary novel // The Eighteenth Century. 1980. Vol. 21. № 3. P. 187‒197.
  8. Färnlöf H. La Motivation littéraire: Du Formalisme russe au constructivisme. Paris: Classiques Garnier, 2022. 273 p.
  9. Gautier J. Le Collier des jours. Le Second rang du collier. Paris: Félix Juven, 1903. 336 p.
  10. Planté Ch. Sand et le roman épistolaire: variations sur l’historicité d’une forme // Littérature. 2004. Juin. № 134. P. 77‒93.
  11. Rousset J. Une forme littéraire: le roman par lettres // Rousset J. Forme et signification: Essais sur les structures littéraires de Corneille à Claudel. Paris: Corti, 1962. P. 65‒108.
  12. Sainte-Beuve Ch.-A. Madame de Staël // Sainte-Beuve Ch.-A. Portraits de femmes. Paris: Garnier frères, 1886. P. 81‒164.
  13. Schaeffer J.-M. Métalepse et immersion fictionnelle // Pier J., Schaeffer J.-M. (dir.) Métalepses. Entorses au pacte de la représentation. Paris: Éditions de l’EHESS, 2005. P. 323‒334.
  14. Versini L. Le Roman épistolaire. Paris: PUF, 1979. 266 p.
  15. Zenkine S. La théâtralisation du roman au XIXe siècle // Point de rencontre: le roman: Actes du colloque international d’Oslo, 7‒10 septembre 1994 / textes réunis par Juliette Frølich. Oslo: The Research Council of Norway, 1995. T. I. P. 35‒46.