- DOI:
- EDN:
- УДК / UDK: 821.161.1.0
- Номер журнала:
- Автор: Таганов А.Н.
- Об авторе:
Александр Николаевич Таганов — доктор филологических наук, профессор, Ивановский государственный университет, ул. Ермака, д. 39, 153025 г. Иваново, Россия.
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3270-1277
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
В статье прослеживается история рецепции творчества Марселя Пруста в России, начало которой приходится на 1920-е гг. Проблема восприятия прустовского писательского наследия, которая изучена еще не в полной мере, имеет особое значение, поскольку позволяет затронуть ряд важных вопросов теоретического и историко-литературного планов. Пруст как объект исследования избран здесь не случайно. В мировом литературном пространстве есть особые константные величины, сопоставление с которыми различных художественных явлений позволяет понять их художественную ценность, проследить за сменой аксиологических параметров, определяющих состояние того или иного этапа литературного процесса, и выявить в нем магистральные направления развития. В этой связи рецепция русской культурой творчества Пруста, который, безусловно, является одной из таких величин, заслуживает особого внимания и изучения, поскольку выявляет важные моменты не только в творчестве французского писателя, но и в развитии русской художественной литературы и литературной критики. На основании анализа многочисленных документальных свидетельств, содержащихся в периодических изданиях («Современный Запад», «Печать и революция», «На литературном посту» и т. д.), теоретических и литературно-критических работах авторитетных литературоведов (Н.Я. Берковский, В.В. Вейдле, Б.А. Грифцов. А.К. Воронский и др.) в высказываниях известных писателей (О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, Ю.К. Олеша, И. Ильф и Е. Петров), в статье показывается, как отношение к произведениям Пруста в указанный период развития советской литературы, который отличается сосуществованием и противоборством различных школ и направлений («Кузница», «Перевал», РАПП, ЛЕФ и др.), помогает уточнить их эстетическую направленность.
- Ключевые слова: творчество Пруста, литературная критика, рецепция, аксиология, психологизм, классовый подход.
- Для цитирования:
Таганов А.Н. Рецепция Пруста в России в 1920-е гг. // Литературный факт. 2023. № 2 (28). С. 241–264. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-241-264
- Список литературы:
1. Авербах Л. О задачах пролетарской литературы. М.; Л.: Московский рабочий, [1928?]. 176 с.
2. Анисимов И. От Моруа до Тристана Реми» // Печать и революция. 1929. № 5. С. 108–115.
3. А.Т. [Тихонов А.] Попытки культурного сближения Франции и Германии // Современный Запад. 1923. № 3. С. 196.
4. Белая Г.А. Дон Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М.: Сов. писатель, 1989. 395 c.
5. Белая Г.А. Из истории советской литературно-критической мысли 20-х годов (Эстетическая концепция «Перевала»). М.: Изд-во МГУ, 1985. 142 с.
6. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.: Сов. писатель, 1989. 498 с.
7. Брик О. Не теория, а лозунг // Печать и революция. 1929. № 1. С. 25—31.
8. Владко [В.Н.] <Рецензия> // Красное слово. 1928. Кн. 7. С. 217–218.
9. Вейдле В. Марсель Пруст // Современный Запад. М.; Л.: Всемирная литература, 1924. Кн. 1. С. 155–162.
10. Воронский А. Искусство видеть мир. М.: Сов. писатель, 1987. 704 с.
11. Грифцов Б.А. Марсель Пруст // Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худож. лит., 1988. С. 252–277.
12. Грифцов Б. Предисловие // Пруст М. Под сенью девушек в цвету. Л.: Академия, 1928. С. 5–10.
13. Инструктивное письмо о пересмотре книжного состава массовых библиотек политпросветских и профсоюзных всем краевым, областным, окружным и районным отделам народного образования // Красный библиотекарь. 1930. № 5. С. 70–80.
14. Коган П.С. О Гладкове и «Цементе» // На литературном посту. 1926. № 1. С. 41–44.
15. Ланн Е. Предисловие к русскому изданию // Пруст М. Утехи и дни. Л.: Мысль, 1926. С. 5–8.
16. Лейтес А. Октябрь и западная литература. Харьков: Червоний шлях, 1924. 40 c.
17. Локс К. <Рецензия> // Печать и революция. 1927. № 2. С. 206–207.
18. Локс К. <Рецензия> // Печать и революция. 1927. № 8. С. 201–203.
19. [Луначарский А.В.] Марсель Пруст <Некролог> // Красная нива. 1923. № 6. С. 24.
20. Луначарский А.В. Собр. соч.: в 8 т. М.: Худож. лит., 1965. Т. 6. 639 с.
21. Мандельштам О. Веер герцогини // Мандельштам О. Шум времени. СПб.: Азбука, 1999. С. 291–297.
22. Маяковский В.В. Парижские очерки // Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 4. 451 с.
23. Олеша Ю. Книга прощания. М.: ВАГРИУС, 1999. 480 с.
24. Полонский В. Заметки журналиста: На пути к единому литературному фронту // Печать и революция. 1927. № 1. С. 78–80.
25. Рашковская А.Н. Новейшие течения в западно-европейской литературе // Вестник знания. 1928. № 23–24. С. 1140–1142.
26. Рейх Б. Марсель Пруст // Печать и революция. 1927. № 8. С. 109–114.
27. Риза-Заде Ф. Французский роман 1928 года // Печать и революция. 1929. № 2–3. С. 103–118.
28. Ромов С. От дада к сюрреализму (о живописи, литературе и французской интеллигенции) // Вестник иностранной литературы. 1929. № 3. С. 178–208.
29. Смирнов А.А. Современное состояние французской литературы // Современный Запад. 1923. № 2. С. 150–158.
30. Тарасов Н. О современной французской литературе // Наш Союз = Notre Union. 1928. № 17 (128). С. 2.
31. Фохт У. Проблематика современной марксистской теории литературы // Печать и революция. 1927. № 1. С. 61–72.
32. Франковский А. Предисловие // Пруст М. В поисках за утраченным временем: В сторону Свана (Du côté de chez Swann): в 3 т. Л.: Academia, 1927. Т. 1. С. 5–7.
33. Фриче В. В защиту «рационалистического» изображения человека // Красная новь. 1928. № 1. С. 237–244.
34. Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Худож. лит., 1984. 351 с.
35. Штих М. (Львов М.). В старом «Гудке» // Воспоминания об Илье Ильфе и Евгении Петрове. М.: Сов. писатель, 1963. С. 93–106.
36. Якубовский Г. Ранний Пруст // Новый мир. 1927. № 3. С. 195–198.
37. Proust M., Rivière J. Correspondance (1914–1922). Paris: Plon, 1955. 324 p.