DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-27-157-172

EDN:

https://elibrary.ru/QTEUJW

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2023 №27

Автор: Щукин В.Г.
Об авторе:

Василий Георгиевич Щукин — доктор гуманитарных наук в области истории русской литературы, профессор, кафедра русского литературоведения, Институт восточнославянской филологии, филологический факультет, Ягеллонский университет, ул. Романа Ингардена, д. 3, 30–060 г. Краков, Польша.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9083-6730

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Материалом статьи послужила последняя новелла Н.В. Гоголя «Заколдованное место», завершающая вторую часть сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1829–1832). В статье прослеживаются как заимствованные у других писателей, так и оригинальные писательские приемы, составляющие строго продуманную систему, цель которой — привлечь внимание читателя, заинтриговать его «странным» характером повествования, «странными» событиями, составляющими сюжет, а также остраненными образами пространства и времени. На стилистическом уровне структуры произведения читатель имеет дело не только с языковыми экзотизмами, но и со странными для русского уха оборотами речи. Тот же эффект наблюдается на фонетическом и предметно-образном уровне. Таким образом, прием художественного остранения, описанный в трудах В.Б. Шкловского и других представителей формальной школы, находит в лице Гоголя одного из ярчайших его выразителей. Автор статьи прослеживает также аномалии, преднамеренно внедренные Гоголем в структуру художественного пространства и художественного времени, с образами которых сталкивается читатель новеллы. Речь идет в первую очередь об эффекте пересечения двух параллельных пространств — «реального» и «волшебного», что было впервые замечено и описано Ю.М. Лотманом в работе «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968). В настоящей статье особо подчеркивается значение мотива невидимой границы, существующей между этими мирами. Чтобы вновь попасть в заколдованное пространство, герой должен вернуться домой и вновь пересечь ту черту, попав за которую человек попадает в кромешный, гротескно обрисованный мир, становясь игрушкой в руках нечистой силы.

Ключевые слова: Н.В. Гоголь, «Заколдованное место», нарративная техника, сюжетосложение, мифопоэтический ландшафт, волшебная сказка, остранение.
Для цитирования:

Щукин В.Г. Как сделано «Заколдованное место» Н.В. Гоголя // Литературный факт. 2023. № 1 (27). С. 157–172. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-27-157-172

Список литературы:

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. 528 с.

2. Гоголь Н.В. Заколдованное место // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. Т. 1. С. 206–213.

3. Иваницкий А.И. Гоголь и Гофман: гротеск и его преодоление // Вторые гоголевские чтения. Н.В. Гоголь и мировая культура: Сб. докладов. М.: Изд. дом КДУ, 2003. С. 167–180.

4. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Лотман Ю.М. Избр. ст.: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 413–447.

5. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя // Манн Ю.В. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. С. 7–352.

6. Пропп В.Я. Морфология сказки / 2-е изд. М.: Наука, 1969. 168 с.

7. Пушкин А.С. Зимнее утро // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. Т. 3. С. 127–128.

8. Степанов Н.Л. <Примечания к рассказу Н.В. Гоголя «Заколдованнре место»> // Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 6 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. Т. 1. С. 323–324.

9. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. С. 9–25.