DOI:

 https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-32-8-51 

EDN:

 https://elibrary.ru/BSZTNX 

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

 2024 № 2 (32)

Автор: Сапожков С.В.
Об авторе:

Сергей Вениаминович Сапожков — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия; профессор кафедры русской классической литературы, Московский педагогический государственный университет, ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, 119991 г. Москва, Россия. 

ORCID ID: https://orcid.org0000-0001-6465-7958 

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Источником для настоящей публикации послужили архивные документы, хранящиеся в фонде А.В. Луначарского в РГАСПИ. Это сопроводительные материалы, высланные в 1929 г. Н.М. Минским (1855/1856‒1937) Луначарскому для издания собственного (пятого по счету) перевода «Илиады» в советском Госиздате. Они состоят из четырех разделов: 1) история «гомеровского вопроса»; 2) идея «Илиады»; 3) перевод «Илиады»; 4) «Новейшая (зарубежная) литература по гомеровскому вопросу». По идеологическим соображениям Госиздат заблокировал выход в свет этих материалов. В статье они публикуются и комментируются впервые. Анализ материалов показал, что Гомер для Минского — не столько предмет строго исторической критики, сколько индикатор смыслов, отвечающих духовным потребностям человека fin de siècle. Встраивая художественное мышление Гомера в парадигму современной культуры, Минский еще в статье 1896 г. «Идея “Илиады”» закономерно наделял содержание поэмы ницшеанскими смыслами, интерпретируя образ Ахилла в духе культа «сверхчеловека». Однако в 1929 г. Минского, чей меонизм прошел суровое испытание катастрофой первой мировой войны (пьеса «Лики войны», 1915), в героях Гомера уже больше привлекает их готовность отказаться от «сверхчеловеческого» в себе в пользу «человеческого», от жажды мести и ненависти к обретению прощения и сострадания. Акцентируя в материалах 1929 г. гуманистический пафос Гомера, Минский указывал современникам на «Илиаду» как на памятник, в котором «Греция навсегда отмежевалась от варварства и сделала первый шаг к будущему союзу всего человечества».

Ключевые слова: «Илиада», Н. Минский, перевод, «гомеровский вопрос», идея «Илиады», «сверхчеловек», «Лики войны», гуманистический пафос, «новый Гомер».
Для цитирования:

Сапожков С.В. Николай Минский — исследователь и переводчик Гомера: история советского издания «Илиады» (ГИХЛ, 1935 г.) и сопроводительные материалы к нему // Литературный факт. 2024. № 2 (32). С. 8–51. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2024-32-8-51 

Список литературы:

1.  Вольтер. Эстетика: Статьи, письма, предисловия и рассуждения / сост., вступ. ст. и коммент. В.Я. Бахмутского. М.: Искусство, 1974. 391 с.

2.  Гомер. Илиада / пер. Н. Минского; ред. и вступ. ст. проф. П.Ф. Преображенского. М.: ГИХЛ, 1935. 355 с.

3.  Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII–XIX веков. М.: Индрик, 2001.

397 с.

4.  Зайцев А.И. Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера // Гомер. Илиада / пер. Н.И. Гнедича; изд. подгот. А.И. Зайцев. 2-е изд., стереотип. СПб.: Наука, 2008. С. 395–415.

5.  Клейн Л. Расшифрованная «Илиада». СПб.: Амфора, 2014. 574 с.

6.  Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия, 2006. 400 с.

7.  Магомедова Д.М. Н. Минский // Русская литература конца XIX – начала XX вв.: Библиографический указатель. М.: ИМЛИ РАН, 2010. Т. 1: А–М. С. 924–939.

8.  Мережковский Д.С. Эстетика и критика. М.; Харьков: Искусство, 1994. 670 с.

9.  Минский Н. Лики войны: современная мистерия // Вестник Европы. 1915. № 12. С. 62‒70.

10.  Минский Н. Идея «Илиады» // Северный вестник. 1896. № 5. С. 1–24.

11.  Н.М. [Минский Н.] Предисловие переводчика // Гомер. Илиада. М.: К.Т. Солдатёнков, 1896. С. I–VIII.

12.  Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990.

13.  Ольша Р. Пролетариат Антанты в борьбе против интервенции в советскую Россию (1919–1920) // Вопросы истории. 1947. № 10. С. 106‒127.

14.  Панченко Д. Гомер. Илиада. Троя. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2016. 304 с.

15.  Писатели о себе // Новая русская книга. 1922. № 8. С. 39‒42.

16.  Сапожков С. По опасной тропе «холодных слов»: поэзия и судьба Николая Минского. М.: Дмитрий Сечин, 2021. 607 с.

17.  Соболевский С. «Илиада» Гомера. Перевод Н.М. Минского. Издание второе. СПб., 1909. 358 стр. // Журнал Министерства народного просвещения. 1911. № 4. С. 346–360.

18.  Goold G.P. The Nature of Homeric Composition // Ilinois Classical Studies. 1977. Vol. II. P. 1‒34., esp. 10 f.

19.  Hild J.A. Le pessimisme chez Homère et Hésiode // Revue de l’histoire des religions. 1887. T. XIV. P. 168–188; T. XV. P. 22–45.

20.  Lachmann K. Die Betrachtungen über Homers Ilias. Berlin: G. Reimer, 1847. 110 S.

21.  Mazzotta G. The Homeric Question // The New Map of the World. The Poetic Philosophy of Giambattista Vico. Princeton: Princeton University Press, 2014. P. 140‒161.

22.  Naville E. Archéologie de l’Ancien Testament. Paris: Altinger, 1914. 230 p.

23.  Nitzsch G.W. Beiträge zur Geschichte der epischen Poesie der Griechen. Leipzig: B.G. Teubner, 1862. 472 S.

24.  West M.L. The Making of the Iliad. Disquisition and Analytical Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2011. 441 p.

25.  Wilamowitz-Moellendorff Uvon. Die Ilias und Homer. Berlin: Weidmann, 1916. VI, 523 S.

26.  Wolf F.A. Prolegomena ad Homerum, sive de operum Homericorum prisca et genuina forma variisque mutationibus et probabili ratione emendani. Halis Saxonum: Libraria Orphanotrophei, 1795. Vol. I. CCLXXIX p.