DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-30-162-177

EDN:

https://elibrary.ru/LSYILA

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2023 №30

Автор: Николаева А.А.
Об авторе:

Алла Александровна Николаева — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, ученый секретарь Есенинской группы, Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4323-5868

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье впервые комплексно проанализированы черновые записи слов и стихотворных строк С.А. Есенина, которые сохранились на листах в черновой тетради поэта (1917–1919), обгоревшей при пожаре в Константинове в 1929 г. Данная черновая тетрадь уникальна и занимает особое место в рукописном наследии Есенина, который не вел записных книжек и дневников. Установлены смысловые и образные переклички текста «[<нрзб.> твою мне чашу...]» и стихотворения «Серебристая дорога...» (1917), что позволяет рассмотреть набросок как первоначальный вариант произведения, который отражает изменение авторского замысла и выявляет библейские источники текста. Рассмотрен неосуществленный замысел произведения «Дева Мария» в контексте творчества Есенина и обнаружена его связь со стихотворением «О Матерь Божья...» (1917). В набросках выявлены характерные для поэтики революционного периода образы, связанные с православными мотивами (зари-молитвенника, звезды-свечи); метафоры, основанные на загадке, цветовой идентичности, многозначности слова; герои (Богоматерь, муза); один из ведущих в этот период мотив пути и типичный для лирики 1917–1919 гг. хронотоп (осенняя ночь). Сопоставление образно-мотивного комплекса, ритмики, приемов, хронотопа черновых записей и произведений этого периода обнаруживает связь поэтики набросков с законченными текстами Есенина. Изучение набросков доказывает: даже краткие записи Есенина свидетельствуют о том, как тщательно поэт обдумывал образно-мотивный комплекс своих произведений.

Благодарности: Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01173 «Рукописное наследие С.А. Есенина: Проблемы изучения» (https://rscf.ru/project/23-28-01173/).

Ключевые слова: С.А. Есенин, наброски, черновая тетрадь, поэтика.
Для цитирования:

Николаева А.А. Наброски С.А. Есенина: к истокам творческих замыслов поэта // Литературный факт. 2023. № 4 (30). С. 162–177. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-30-162-177

Список литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. M.: Сов. Энциклопедия, 1974. T. 17: Моршин–Никиш. 616 с.

2. Воронова О.Е. Национальный архетип «Светлого Гостя» в творчестве Сергея Есенина и Георгия Свиридова // Современное есениноведение. 2017. № 2 (41). С. 42–46.

3. Дрожжина Е.Ю. Мотив пути-дороги в жизни и творчестве Есенина // Сергей Есенин: Личность. Творчество. Эпоха. М.; Константиново; Рязань: ГМЗЕ, 2017. Ч. II. С. 414–425.

4. Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.) / гл. ред. Ю.Л. Прокушев. М.: Наука-Голос, 1995–2001.

5. Захаров А.Н. Есенин как философский поэт // Столетие Сергея Есенина. Междунар. симпозиум. Есенинский сб. М.: Наследие, 1997. Вып. III. С. 35–56.

6. Захаров А.Н. Предисловие // Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. М.: ИМЛИ РАН, 2005. Т. 2 / ред. и предисл. А.Н. Захаров, сост. В.А. Дроздков, А.Н. Захаров, Т.К. Савченко. С. 5–14.

7. Коржан В.В. Фольклор в творчестве Есенина // Есенин и русская поэзия. Л.: Наука, 1967. С. 194–254.

8. Кошечкин С.П. Комментарий // Есенин С.А. Полн. собр. соч.: в 7 т. (9 кн.). М.: Наука; Голос, 2000. Т. 7. Кн. 2. С. 62–64, 66–71.

9. Лепахин В.В. Иконичность двуединого мира в лирике Сергея Есенина // Икона в русской художественной литературе. М.: Отчий дом, 2002. С. 618–646.

10. Мочульский К.В. Мужичьи ясли. О творчестве С. Есенина // Звено. 1923. № 31. 3 сент.

11. Самоделова Е.А. Образ ребенка в творчестве и жизни Есенина // Сергей Есенин и русская школа: книга материалов Междунар. научно-практич. конф. Рязань: Пресса, 2003. С. 363–371.

12. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1986. Т. 2: К–О. 736 с.

13. Старцев И.И. Мои встречи с Есениным // С.А. Есенин в воспоминаниях современников / вступ. ст., сост. и комм. А.А. Козловский. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. С. 408–417.

14. Терехина В.Н. Как живой с живыми. Маяковский говорит с потомками со страниц записных книжек. URL: https://poisknews.ru/literatura/kak-zhivoj-s-zhivymi-mayakovskijgovorit-s-potomkami-so-stranicz-zapisnyh-knizhek/ (дата обращения: 26.08.2023).

15. Чернявский В.С. Три эпохи встреч (1915–1925) // С.А. Есенин в воспоминаниях современников / вступ. ст., сост. и комм. А.А. Козловский. М.: Худож. лит., 1986. Т. 1. С. 198–235.

16. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: ИМЛИ РАН; Наследие, 2001. 688 с.

17. Куклев В. Путь // Энциклопедия. Символы, знаки, эмблемы / авт.-сост. В. Андреева и др. М.: Астрель; АСТ, 2004. С. 407–409.