DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-194-217

EDN:

https://elibrary.ru/HIUZJM

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2023 №28

Автор: Мотеюнайте И.В.
Об авторе:

Илона Витаутасовна Мотеюнайте — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, Псковский государственный университет, пл. Ленина, д. 2, 180000 г. Псков, Россия.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6117-4555

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

В статье анализируется книга Вс. Рожнятовского «Мирожские стихи» (2013), демонстрирующая сакрализацию описанного в ней места. Автор показывает специфику бытования заглавного топонима в культурном сознании псковичей (название реки поглощается названием храма, ставшего музеем) и находит объяснение этому факту в поэтической книге Рожнятовского. Ее композиция намечает своеобразный лирический сюжет: названия разделов книги обозначают путь автора от музейной работы через прикосновение к христианской религии и искусству — к собственному поэтическому творчеству в русле христианского представления о слове-Логосе. Мотив выхода из храма позволяет поэту распространить полученное в нем «знание» о тварности мира на весь город, который воспринимается городом-храмом; обретенный же поэтический дар превращает его книгу стихов в своеобразную молитву человека ХХ в., потрясенного встречей с христианской художественной традицией. Особое внимание в статье уделяется специфике поэтических экфрасисов Рожнятовского, представляющих собой описания фресок Спасо-Преображенского собора Псковского Мирожского монастыря. На материале трех стихотворений, содержащих экфрастические описания, анализируется положение субъекта речи: внутри храма и одновременно внутри сюжета настенной росписи. В этом усматривается иллюстрация к мыслям о. П. Флоренского об иконе и храмовом искусстве. В статье также указывается на переклички восприятия фресок автором ХХ в. с иконописной программой росписи XII в., которая отражает богословскую полемику о соединении в Боге-сыне божественной и человеческой природы. Увлеченность поэта этой проблематикой свидетельствует об актуальности иеротопии даже для конца прошлого столетия.

Ключевые слова: Вс. Рожнятовский, «Мирожские стихи», фрески, экфрасис, Спасо-Преображенский собор Псковского Мирожского монастыря.
Для цитирования:

Мотеюнайте И.В. Роль экфрасиса в создании иеротопии «Мирожских стихов» Всеволода Рожнятовского // Литературный факт. 2023. № 2 (28). С. 194–217. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-28-194-217

Список литературы:

1. Абашев В.В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. 404 с.

2. Колесников С.А. Богословское искусствоведение иконы священника Павла Флоренского: проблема лица и лика // Христианское чтение. 2017. № 2 (73). С. 37–56.

3. Комеч А.И. Каменная летопись Пскова XII – начала XVI века. М.: Северный паломник, 2003. 256 с.

4. Коркунов В.В. Кимрский локальный текст в русской литературе: дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2015. 290 с.

5. Крымский текст в русской культуре. Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 4–6 сентября 2006 г. / под ред. Н. Букс, М. Виролайнен. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2008. 250 с.

6. Лазарев В.Н. Псков. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря // Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М.: Искусство, 2000. С. 106–112.

7. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Семиотика города и городской культуры: Петербург. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1984. Вып. 664. С. 30–45.

8. Меднис Н.Е. Сверхтексты в русской литературе. Новосибирск: НГПУ, 2003. 170 с.

9. Морозкина Е.Н. Церковное зодчество Древнего Пскова: в 2 т. М.: Северный паломник, 2007. Т. 1: Храмы. 424 с.

10. Москва и «московский текст» русской культуры / отв. ред. Г.С. Кнабе. М.: РГГУ, 1998. 228 с.

11. Небесные знамения (Размышление о символике цветов). 1919.X.7, 11. Сергиев Посад / публ. И.Л. Галинской // Человек: образ и сущность: Гуманитарные аспекты: Ежегодник. М.: ИНИОН РАН, 1990. № 1 (1). С. 268–273.

12. Разумовская А.Г. «Город на горах»: мифология Пскова в литературе. Псков: Конкорд, 2021. 290 с.

13. Рожнятовский В.М. Мирожские стихи. СПб: Политехника-сервис, 2013. 154 с.

14. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2015. 80 с.

15. Сойкин П.П. Спасо-Мирожский монастырь в Пскове // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. СПб.: Воскресение, 1994. С. 176–177.

16. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. СПб: Искусство-СПБ, 2003. 616 с.

17. Флоренский П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1995. 254 с.