DOI:

https://www.doi.org/10.22455/2541-8297-2017-5-225-235

Номер журнала:

2017 №5

Автор: Альбин Конечный
Об авторе:

Альбин Михайлович Конечный, старший научный сотрудник в Музее истории Санкт-Петербурга (1979–1994) и в Российском институте истории искусств (1994–2014); Санкт-Петербург.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Аннотация:

Статья посвящена реконструкции историко-культурного контекста очерка А. Бенуа «Масленица», который позже вошел в главу «Балаганы» его мемуаров. Описывается краткая история появления пантомимы-арлекинады в Санкт-Петербурге. Ни одна из пантомим Егарева не соответствует арлекинаде, которую так подробно вспоминает Бенуа. Дело в том, что большинство мемуаристов в описаниях арлекинады используют печатные источники и рассказы современников, либо находятся под воздействием мифа о былой арлекинаде, укоренившегося в сознании петербуржцев.

Ключевые слова: А. Бенуа, балаганы, арлекинада, история культуры, мемуарная литература
Список литературы:

Бенуа Александр. Мои воспоминания. В пяти книгах: В 2 т. М: Наука, 1980.

Гнедич П.П. Книга жизни: Воспоминания. 1855–1918 / Под ред. В.Ф. Боцяновского. Л.: Прибой, 1929. 371 с.

Минц З.Г. В смысловом пространстве «Балаганчика» // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам. Вып. XIX. Тарту, 1986. С. 44–53.

Конечный А.М. Петербургские народные гулянья на масленой и пасхальной неделях // Петербург и губерния: Историко-этнографические исследования. Л.: Наука, 1989. С. 21–52.

Конечный Альбин. Петербургские балаганщики // Петербургские балаганы. СПб.: Гиперион, 2000. С. 14–21.