DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2021-19-335-353

УДК / UDK: 82-14
Номер журнала:

2021 №19

Автор: Кобринский А.А.
Об авторе:

Александр Аркадьевич Кобринский — доктор филологических наук, юрист, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, наб. Макарова, д. 4, 199034, Санкт-Петербург, Россия.

ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-6980-4232.

E-mail:0-01-0 @list.ru.

Аннотация: В статье предпринимается поиск источников для двух записей Даниила Хармса в его записных книжках, первая из которых датируется маем 1927 года, а вторая — июлем 1933 года. Первая запись посвящена некоему «Великому мотиву Реббе из Лядов», книгу с нотами которого Хармс собирался «достать» у Дойвбера Левина. В статье указывается, что данный мотив является нигуном «Арба бавот» («Четырехвратный нигун», называемый также «великим»), авторство которого приписывается Шнеур Залману Шнеерсону, основателю Любавической хасидской династии. В статье разбирается «магический» контекст этого интереса Хармса к нигуну, который, как верили последователи Хабада, способен влиять на реальность, а также обстоятельства гипотетического визита Левина, Хармса и Бахтерева к проживавшему в Ленинграде шестому Любавическому Ребе Йосефу Ицхаку Шнеерсону. Вторая часть статьи посвящена генезису появления в записной книжке Хармса легенды о судне под названием «Пятница», якобы созданного для борьбы с суевериями. Показывается, что та форма, в которой легенда появляется у Хармса, указывает на непосредственное влияние ее первоисточника — романа Ф. Купера «Красный корсар». При этом русским источником могло быть только первое издание романа, в котором содержалось авторское примечание с этой легендой, впоследствии исчезнувшее из всех переизданий.
Ключевые слова: записные книжки; научный комментарий; Даниил Хармс; Шнеур Залман Шнеерсон; четырехвратный нигун; Йосеф-Ицхак Шнеерсон; Фенимор Купер; HMS Friday.
Для цитирования:

Кобринский А.А. Комментируя Хармса // Литературный факт. 2021. № 1 (19). С. 335–353.

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2021-19-335-353

Список литературы:

1. Беленькая А.С. Поездка в Ляды. М.: Знак, 2011. 320 с.
2. Биневич Е.М. Вот будешь как Бер Левин // Ами. (СПб.) 1991. № 20 –21 (28 –29). С. 8 –9.
3. Биневич Е.М. Плечом к плечу с читателем // До последней минуты… Л.: Лениздат, 1983. С. 136 –140.
4. Богомолов Н.А. Талант двойного зренья // Вопросы литературы. 1989. № 2. С. 116 –142.
5. Введенский А. Полное собрание сочинений: в 2 т. М.: Гилея, 1993. Т. 2. 271 с.
6. Даниил Хармс глазами современников. Воспоминания, дневники, письма / под ред. А.Л. Дмитренко, В.Н. Сажина. СПб.: Вита Нова, 2019. 528 с.
7. Кобринский А. Даниил Хармс. 2-е изд., испр. и доп. М.: Молодая гвардия, 2009. 512 с.
8. Маггид Д. О древней еврейской музыке и о псалмодии евреев // De musica. 1927. Вып. 3. С. 140 –154.
9. Мирочник Е.В. Нужное чтение. 1000 новых интересных фактов для ума и развлечения. СПб.: Питер, 2014. 144 с.
10. Моор П. де. Великие первооткрыватели: от походов за сокровищами до исследования Солнечной системы / пер. с нидерландского И. Трофимовой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 152 с.
11. Рабби [Иосиф Ицхак] Шнеерсон = [Rabbi Y.Y. Schneerson] / сост. и пер. Д. Гуревич; отв. ред. М. Левин. Brooklin (New York): Friends of Refugees of Eastern Europe, 1980. 320 с.
12. Соловьев В.С. Собрание сочинений. СПб.: Общественная польза, 1907. Т. 9. 55 + 261 с.
13. Хаздан Е.В. Давид Маггид. «Библейские акценты»: история одной публикации // Временник Зубовского института. 2012. № 8. С. 58 –73.
14. Хаздан Е. В. Нигун как явление традиционной музыкальной культуры: На материале общины «ХаБаД Любавич». Автореферат диссертации… кандидата искусствоведения. М., 2008. 24 с.
15. Хармс Д. Полное собрание сочинений / сост. В. Сажин, Ж.-Ф. Жаккар; примеч. В. Сажина. СПб.: Академический проект, 1997 –2002.
16. Хармс Д. Полное собрание сочинений. Записные книжки. Дневник / сост. В. Сажин, Ж.-Ф. Жаккар; примеч. В. Сажина: в 2 кн. СПб.: Академический проект, 2002.
17. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Мосты культуры, 2004. 510 с.
18. Шубинский В. Другие обэриуты // Новый мир. 2018. № 4. С. 163 –189.
19. Шубинский В. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру. СПб.: Вита Нова, 2008. 775 с.
20. Ювачев И.П. Собрание дневников в десяти книгах / изд. подготовил Н.М. Кавин. М.: Галеев-Галерея, 2019. Кн. 7 (1915 –1917) . 623 с.
21. Binevich E. A lebediker denkmol // Sovetish heymland. 1978. № 5. С. 148 –154. (На идише).
22. Eyers J. Don’t Shoot the Albatross! Nautical Myths and Superstitions. A&C Black, 2012. 96 p.
23. Idelsohn, A.Z. Jewish Music in its Historical Development. New York: Henry Holt and Company, 1929. 480 p.24. Koskoff E. Music in Lubavitcher Life. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 2000. 248 p.
25. Levin I. The Collision of Meanings: the Poetic Language of Daniil Kharms and Aleksandr Vvedenskij. University of Texas, 1986. 240 p.
26. Muzikalisher pinkas: nigunim-zamlung fun yidishn folks-oytser mit tekst un derklerungen gezamlt fun A.M. Bernshteyn. Vilne: Yidisher histor-etnografi sher gez. oyf der nomen fun Sh. An-ski, 1927. 220 p. (На идише).
27. Sefer hanigunim, Book of Chasidic songs . Ed . by Rabbi Samuel Zalmanoff. Nichoach. Brooklyn. Vol. 1. 1948. 263 p.
28. Sefer hanigunim, Book of Chasidic songs . Ed . by Rabbi Samuel Zalmanoff. Nichoach. Brooklyn. Vol. 2. 1950. 284 p.
29. Sefer Hanigunim: Book of Chabad. Chasidic Melodies, ed. S. Zalmanoff , vol.3 , Kfar Chabad, [1980]. 412 p.
30. Taylor-Blake B. Thank God It’s Not HMS ‘Friday’ // Foaftale News. Newsletter of the International Society for Contemporary Legend Research. № 64. April 2006. P. 2 –6.