DOI:

https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-26-90-106

EDN:

https://elibrary.ru/RAEEEU 

УДК / UDK: 821.161.1.0
Номер журнала:

2022 №26

Автор: Купченко Т.А.
Об авторе:

Татьяна Александровна Купченко — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. 

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5417-2017

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 

Аннотация:

Автор статьи рассматривает экспромт в творчестве В. Маяковского как жанр, связанный с понятием жизнетворчества и стихией игры. Экспромт находится на пересечении сфер литературного быта и профессиональной литературы. Эта особенность позволяет жанру быть творческой лабораторией поэта, в которой писатель пробует не свойственные ему темы и реализовывает иную, по сравнению с основным корпусом его творчества, стилистическую интонацию, а также выбирает другую авторскую стратегию. Маяковский использует маску галантного кавалера в любовных записках к Т. Яковлевой и Л. Брик, опирается на лирику А.С. Пушкина. Образ поэта в экспромтах Маяковского оказывается близок образу романтического поэта-импровизатора. Подробно анализируется хронотоп экспромтов (альбомы К. Чуковского, С. Прокофьева, записки к Е. Савинич, Е. Хин, Б. Малкину, А. Литовскому, Н. Ефрон, надписи на книгах и т. д.). Выявляется игровая функция экспромта как состязания, реализуемая напрямую через участие в поэтических турнирах рифм (сборники «Турнир поэтов» А. Крученых), или косвенно через остроумные ответы на диспутах (анализ воспоминаний А. Луначарского), создание карточных присло- вий, переделки стихов классиков и современников (А. Пушкина, А. Толстого, А. Блока, С. Кирсанов, В. Инбер). Экспромт также проникает в основной корпус творчества Маяковского (стихи, киносценарии, пьесы), оказывая таким образом влияние на профессиональную литературу.

Ключевые слова: В. Маяковский, экспромт, игра, игровая стратегия, «Как делать стихи», литературный быт, альбом, любовная записка.
Для цитирования:

Купченко Т.А. Экспромт в творче стве В. Маяковского как акт жизнетворчества и проявление игровой жизненной стратегии // Литературный факт. 2022. № 4 (26). С. 90–106. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2022-26-90-106 

Список литературы:

1. Акимова Т.И. Авторская стратегия как литературоведческая категория: методологический аспект // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 2 (44): в 2 ч. Ч. 1. C. 13–16.

2. Асеев Н.Н. Воспоминания о Маяковском // Воспоминания современников. М.: ГИХЛ, 1963. С. 392–492.

3. Белый А. Луг зеленый: Кн. ст. М.: Альциона, 1910. 252 с.

4. Брик Л. Пристрастные рассказы. Н. Новгород: Деком, 2003. 328 с.

5. Брюханенко Н. Пережитое // Владимир Маяковский глазами современниц. СПб.: Росток, 2014. 592 с.

6. Владимир Маяковский: [Работы по изобразительному искусству: рисунки и текст] / [вступ. ст. О.М. Брик]; [ред. В. Катаньян]. [М.]: Гос. изд-во изобразитель­ных искусств, [1932]. 287 с.

7. Драницын В. Владимир Маяковский vs. Корней Чуковский: Еще раз про оби­ды, клевету, вопросы без ответов // Toronto Slavic Quarterly #65 Summer 2018. URL: http://sites.utoronto.ca/tsq/65/Dranitzin65.pdf (дата обращения: 25.04.2021).

8. Живой Маяковский / разговоры Маяковского записал и собрал А. Крученых. М.: Изд-во группы друзей Маяковского, 1930. Вып. I–III. Стеклография.

9. Иванова Е. Чуковский — Харджиев — Маяковский: о ком был написан гимн критику // Вопросы литературы. 2014. № 6. С. 196–217.

10. Крученых А.Е. 500 новых острот и каламбуров Пушкина. М.: Изд-во автора (Тип. ЦИТ), 1924. 71 с.

11. Маяковский В.В. «Когда, убоясь футуристической рыси…». Фотокопия белового автографа // Литературная газета. 1935. 9 декабря.

12. Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: ГИХЛ, 1955–1961.

13. Пастернак А.Л. Воспоминания. Мюнхен: Финк Ферлаг, 1983. 301 с.

14. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003. 192 с.

15. Прокофьев С.С. Деревянная книга: в 2 ч. СПб.: Вита Нова, 2009. 224 с.

16. Прокофьев С.С. Дневник 1907–1918 / предисл. С. Прокофьева. Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. Т. 1. 813 с.

17. Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1977–1979.

18. Скобелева М.Л. Комические жанры в лирике Лермонтова: автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

19. Соболев. А.Л. Из воспоминаний С.Г. Кара-Мурзы // Литературный факт. 2017. № 4. С. 34–94. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2017-5-34-94

20. Турнир поэтов первый / сост. А. Крученых. Л.: Изд-е ленингр. театра Дома печати, 1928. 18 л.

21. Турнир поэтов второй / сост. А. Крученых. М.: Всекдрам, 1932. 13 л.

22. Турнир поэтов третий / сост. А. Крученых. М.: Всекдрам, 1934. 8 с.

23. Тынянов Ю.Н. Литературный факт. М.: Высшая школа, 1993. 319 с.

24. Уайльд О. Критик как художник. М.: Рипол-классик, 2017. 454 с.

25. Фещенко В. Лаборатория Логоса. Языковой эксперимент в авангардном творчестве. М.: Языки славянских культур, 2009. 392 с.

26. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.

27. Хин Е. «Разговор на одесском рейде…» // Владимир Маяковский глазами современниц. СПб.: Росток, 2014. 592 с.

28. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. М.: Русский путь, 2006. 584 с.

29. Шахадат Ш. Искусство жизни. Жизнь как предмет эстетического отноше­ния в русской культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 433 с.

30. Шкловский В. Гамбургский счет. М.: Сов. писатель, 1990. 544 с.

31. Эйхенбаум Б. Литература и домашность // Эйхенбаум Б. Мой временник. СПб.: Инапресс, 2001. 656 с.

32. Якобсон Р.О. Будетлянин науки. Воспоминания, письма, статьи, стихи, проза. М.: Гилея, 2012. 306 с.

33. Якобсон Р.О. Новые строки Маяковского // Русский литературный архив. Нью-Йорк: [Б. и.], 1956. С. 176–199.