- DOI:
- Номер журнала:
- Автор: Е.В. Хворостьянова
- Об авторе:
Елена Викторовна Хворостьянова, д.ф.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Россия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Аннотация:
Статья посвящена анализу пародий на раннее творчество Д.С. Мережковского, которые были опубликованы в петербургских и московских юмористических журналах второй половины 1880-х — первой половины 1890-х гг. Большинство этих пародийных текстов ориентировано (т.е. используют в качестве текстов-источников) на первые (журнальные) публикации стихотворений автора. Этот факт заставляет пересмотреть общепринятое представление о том, что настоящую известность Мережковский обретает лишь в конце 1890-х — 1910-е гг., а также поставить текстологический вопрос о неустановленных до настоящего времени первых публикациях стихотворений поэта. В отличие от критического дискурса, дискурс пародийный стремится выделить то, что отличает Мережковского от поэтов «предшествующего этапа». Не случайно (начиная с 1885 г.) пародисты причисляют поэта к так называемым «новым поэтам», позднее — поэтам-декадентам, в ряду которых — Н.М. Минский, К.М. Фофанов, С.Г. Фруг, К.К. Случевский, С.А. Андреевский (и большинство пародий на Мережковского включены в циклы пародий на «новых поэтов»). «Исключительность» лирического героя, амбивалентность героинь, сочетающих в себе ангельское и демоническое начала, наконец, стремление соединить и «примирить» христианство с язычеством — все это заставляет пародистов видеть в стихах поэта не связь с традицией (в первую очередь народнической поэзией), а, напротив, отрыв от нее. Пародийный дискурс улавливает то новое, что еще окончательно не сформировалось как характерные приметы авторского стиля (в широком смысле) намного раньше, чем дискурс критический. С середины 1890-х гг. циклы, включающие пародии на разных авторов, сменяются «синтетическими» пародиями на декадентов. Но во многих из них, «синтезирующих» характерные черты нового направления, остаются вполне узнаваемы цитаты, аллюзии, реминисценции (иногда —отдельные образы) из ранней поэзии Мережковского. Несколько из таких текстов (для демонстрации их стилистического и жанрового разнообразия) приводятся в Приложении.
- Ключевые слова: история русской литературы, теория литературы, поэтика, литературная пародия, юмористическая журналистика, Д.С. Мережковский.
- Список литературы:
1. Авантюрьер <Амфитеатров А.В.> Литературные новинки. 6. Д. Мережковскому («Символы») // Осколки. 1892. № 12. С. 5.
2. Авантюрьер <Амфитеатров А.В.> Наши критики // Осколки. 1891. № 41. С. 4.
3. А.Н. [Нестеров А.К.(?)] Переводы с русского на русский. II. Вопль (Из Мережковского, надо полагать) // Осколки. 1885. № 51. С. 6.
4. Б/п. Лиры наших поэтов // Развлечение. 1893. № 7. С. 11.
5. Б/п. Современный Пегас // Стрекоза. 1887. № 48. С. 1.
6. Граф Нулин <Соколов Н.А.> Дачная идиллия (a la’декадент) // Развлечение. 1895. № 21. С. 10.
7. Жером Пересмешников <Будищев А.Н.(?)> Подражания новым поэтам. Преуведомление // Стрекоза. 1888. № 22. С. 6—7.
8. И. Грэк. Наши декаденты // Осколки. 1892. № 41. С. 5.
9. И-с-а-й Р. <Розенберг И.С.> Тоже стихотворение (посвящается гг. декадентам) // Осколки. 1895. № 9. С. 5.
10. Крылов Вяч. Рецепция критики и публицистики Д.С. Мережковского в пародиях начала XX века // Д.С. Мережковский: литератор, религиозный философ, социальный экспериментатор. 150 лет со дня рождения, 75 лет со дня смерти, 95-летие пребывания в Варшаве / Toronto Slavic Quaterly. 2016. № 57. Availableat: http://sites.utoronto.ca/tsq/57/index57.shtml
11. Кси-пси <Симонов П. Е. (?)> В погоне за фразою // Стрекоза. 1887. № 44. С. 3.
12. К.Т. <Бергман С.А.(?)> Декадентская картинка // Осколки. 1895. № 48. С. 6.
13. Лавров А.В. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865–1941) // Литература русского зарубежья (1920–1940): учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Отв. ред. Б.В. Аверин, Н А. Карпов, С.Д. Титаренко. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013. С. 344–364.
14. Лавров А.В. Мережковский Дмитрий Сергеевич // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. Т. 4: М–П. М.: Большая Российская энциклопедия; научно-внедренческое предприятие ФИАНИТ, 1999. C. 17–27.
15. Л. М–в <Медведев Л.М. (?)> Из наших поэтов. I. Из Мережковского // Осколки. 1887. № 21. С. 4.
16. Маркиз Враль и Кᵒ <Дорошевич В.М.> Перлы поэзии. Что ж ты за птица? (Вольное подражание Мережковскому) // Развлечение. 1887. № 48. С. 11.
17. Мережковский Д.С. Собрание стихотворений. СПб.: Фолио-Пресс, 2000. 736 с.
18. Н-т <Галкин А.К.> Из повестей декадента // Стрекоза. 1894. № 39. С. 8.
19. Поэмпо <Попов П.М.> Из песен о Франции // Осколки. 1892. № 51. С. 5.
20. Рейтблат А. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX века. М.: Изд-во МПИ, 1991. 224 с.
21. Сам не свой <Пастухов Н.И. ?> Осенние песни // Стрекоза. 1891. № 40. С. 3.
22. Т. <Петров А.П.> Нечто декадентское // Стрекоза. 1894. № 36. С. 3.
23. Успенская А.В. Д.С. Мережковский // Мережковский Д.С. Собрание стихотворений. СПб.: Фолио-Пресс, 2000. С. 6–44.
24. Фиолетовый глаз <Мазуркевич В.А.> Декадентские вопли // Стрекоза. 1895. № 24. С. 3.
25. Хворостьянова Е.В. Пародия — литературная критика (К проблеме разграничения) // Культурно-исторический диалог. Традиция и текст. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. С. 99–113.
26. Хворостьянова Е.В. Слово vers. пародия // Имя–сюжет–миф. Под ред. Н.М. Герасимовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 195–212.
27. Хворостьянова Е.В. Литературная пародия как литература // Subspecietolerantiae. Памяти В.А. Туниманова. СПб.: Наука, 2008. С. 428–438.
28. Boz <Михайлов К.А.> Вера (Длинная поэма с коротким содержанием, соч. Мережковского, см. «Сев. Вестн.») // Осколки. 1890. № 23. С. 5.